Заказать обратный звонок

Дефицит контейнеров стал причиной снижения экспорта на северо-западе России

02.06.2015 г.

Возникновение подобной экономической ситуации связано с сокращением импорта контейнерных поставок на 30% по сравнению с докризисным периодом.

Росстат опубликовал информацию о том, что в первом квартале 2015 года на северо-западе РФ наблюдается снижение объемов экспорта грузов контейнерами на 2%, при этом в 2014 году отмечался рост на 20%. Опрошенные участники рынка связывают спад с нехваткой порожних контейнеров. Дефицит оборудования вызван сокращением импорта в контейнерах, основное количество которых является собственностью иностранных компаний, выполняющих морские перевозки. По традиционному сценарию, значительная часть контейнерного арсенала эксплуатировалась экспортерами для транспортировки товара по обратному маршруту (вывоз российской продукции за границу). Сейчас уменьшилось количество импортных контейнеров, но, несмотря на их дефицит, огромная часть этого оборудования из российских портов вывозится по-прежнему в порожном виде.

Как констатирует официальная статистика, порожний экспорт контейнеров из портов России за первый квартал 2015 года снизился всего на 40%. С терминалов группы Global Ports, как сообщил порталу dp.ru заместитель коммерческого директора компании Егор Говорухин, сегодня лишь около половины экспортных контейнеров из их общего количества отправляются гружеными. Тогда как 5 лет назад этот показатель держался вовсе на уровне 25-30%.

Иностранные морские линии предпочитают вывозить контейнеры из России порожними, так как их выгоднее использовать для экспорта из стран Северной Европы, объясняют эксперты. В связи с падением на 20% курса евро по отношению к доллару резко увеличились объемы экспорта продукции из этих регионов, что вызвало повышение там спроса на контейнеры.

Дефицит контейнеров в России обуславливает динамику роста экспортных ставок фрахта. Таким образом, общий контейнерный оборот российских портов сократился на 22,8% (данные за первый квартал 2015 года).

Тем не менее, не стоит подвергать сомнению компетентность российских морских линий, так как не производятся действия по увеличению парка собственных контейнеров. Закупать сегодня дополнительные контейнеры чревато их простоем в скором будущем, когда прекратится экспортный бум из регионов Северной Европы. А когда увеличится объем импортных поставок в Россию (что прогнозируемо) и возникнет избыток контейнеров, будет сложно найти им рентабельное применение.

В качестве эффективного способа исправить ситуацию с дефицитом контейнеров специалисты предлагают сделать российский экспорт привлекательным для их иностранных владельцев.